Бесплатная замена электросчетчиков: вопросы и ответы
С 1 июля 2020 года в случае выхода счетчика за межповерочный интервал (МПИ), отсутствия электросчетчика или выхода прибора из строя, установка нового прибора производится за счет ресурсоснабжающих организаций. Замену счетчиков в многоквартирных домах (МКД) на территории Пермского края производит ПАО «Пермэнергосбыт» или подрядчики этой компании – ООО «Пермский энергосервис». Замену счетчиков в частом секторе и отдельно стоящих зданиях производят электросетевые компании.
А с 1 января 2022 года все вновь устанавливаемые счетчики должны иметь возможность подключения к интеллектуальной системе учета электроэнергии. Главная особенность таких приборов - возможность передавать показания в удаленном формате, через интернет, без участия человека.
Где я могу найти дату замены счетчика?
Год и месяц замены (поверки) счетчика вы можете увидеть:
- В личном кабинете, на главной странице «Информация», блок «Информация по приборам учета» в самом низу страницы, колонка «Дата следующей поверки»
- В квитанции (бумажной или электронной формата pdf), на отрывной части с qr-кодом
- В паспорте вашего счетчика
До этой даты ваш счетчик исправен и пригоден к учету. Менять его не нужно.
Информацию о необходимости замены счетчика вы найдете:
- В мобильном приложении , вкладка «Передача показаний». Там появится надпись: «Межповерочный интервал истек, требуется замена прибора учета». Для получения подробной информации следует нажать знак вопроса после надписи.
- В личном кабинете , на главной странице «Информация», блок «Информация по приборам учета» в самом низу страницы, колонка «Дата следующей поверки». Там появится надпись: «ПРОСРОЧЕНО …. ДНЕЙ».
- В квитанции (бумажной или электронной формата pdf). Информация будет размещена в «подвале» квитанции, ниже раздела 6
Кроме того, в ближайшее время сообщения о том, что счетчик нужно менять, появятся:
- В push-сообщениях мобильного приложения
- В личном кабинете на всплывающем окне после авторизации
- В личном кабинете, раздел «Уведомления»
Почему раньше счетчик менялся за счет собственника, а теперь – за счет компании?
Таковы положения ФЗ-522 от 12 декабря 2018 года. Замену счетчиков в квартирах и нежилых помещениях,а также общедомовых счетчиков многоквартирных домов производит поставщик электроэнергии, ПАО «Пермэнергосбыт». Кроме того, от лица ПАО «Пермэнергосбыт» замену счетчиков производит подрядная организация ООО «Пермский энергосервис». Главное – помните, что замена производится бесплатно. Устанавливаются двухтарифный счетчик, вводные автоматы (при их отсутствии).
Сам счетчик, его доставка, установка, опломбировка - все это бесплатно для потребителя.
«Пермэнергосбыт» и «Пермский энергосервис» бесплатно меняют счетчики в многоквартирных домах. А кто устанавливает счетчики в новостройках, частных домах или, например, в гаражах?
В новостройках электросчетики устанавливает застройщик.
В частном секторе и отдельно стоящих объектах (тех же гаражах) этим занимаются сетевые организации, в частности, филиал ПАО «Россети Урал» - «Пермэнерго». За консультациями вы всегда можете обратиться в контакт-центр этой компании, все способы связи представлены на официальном сайте ПАО «Россети Урал».
Мне позвонили и просят зарегистрироваться на смену счетчика/сообщить код из смс/другие данные. Угрожают штрафами, если откажем. Это вы?
Нет. Это мошенники. Никаких данных наши сотрудники не просят.
Помните: мы можем позвонить только для того, чтобы сообщить о необходимости менять счетчик и согласовать время замены. Более того - вам могут просто прислать смс-уведомление с датой и временем замены. И все.
Если у вас начинают запрашивать данные – код смс, номер документа, ответ на контрольный вопрос, требуют пройти регистрацию – кладите трубку.
Вы можете сами проверить, надо ли менять ваш счетчик. Сроки замены есть в личном кабинете и на квитанции. А сообщение о том, что счетчик уже надо менять – в кабинете, мобильном приложении и, опять же, на квитанции. Подробнее об этом тут и тут .
При любых сомнениях - обращайтесь в наш контакт-центр. Все способы связи есть по ссылке, раздел «Как получить консультацию».
Срок замены подошел, я точно это знаю. Но мне так и не позвонили. Что делать?
Возможно, в базе просто нет ваших контактов, или вы сменили телефон, но нам об этом не сообщили. Мы пользуемся для информирования только теми контактами, которые предоставили нам сами клиенты.
Поэтому если срок замены подошел, а с вами не связались, напомните о себе, направив заявление о замене или установке счетчика, перейдя по ссылке или в вашем личном кабинете (вкладка «Подать заявление онлайн» - «Заявление на замену прибора учета»)
Кроме того, вы всегда можете обратиться за консультацией в контакт-центр компании, все способы связи с которым перечислены в разделе «Как получить консультацию» на нашем сайте. Или переходите по иконкам-ссылкам на мессенджеры, которые вы сейчас видите в правом нижнем углу экрана на этом сайте.
Если счетчик по данным компании или по данным техпаспорта счетчика (который может храниться у вас) подлежит замене, вашу заявку согласуют и примут к исполнению.
Потому, что ваш действующий счетчик не нуждается в замене. Он исправен и не вышел за межповерочный интервал (МПИ).
Еще раз подчеркнем: приборы меняют не по желанию клиента, а в трех случаях - отсутствия, поломки, выходе за МПИ.
Если у вас есть документы подтверждающие необходимость замены (например, акт об установке, где обозначена дата установки прибора, техпаспорт счетчика), просим направлять сканы этих документов вместе с заявлением.
Как при встрече отличить специалистов компании от лже-электриков, которые проверяют розетки или просят денег за установку счетчика?
У наших сотрудников всегда при себе есть необходимые удостоверения. В наряде на работы есть ФИО абонента, на которого зарегистрирован договор энергоснабжения, модель и номер ранее установленного счетчика.
Кроме того, полномочия наших сотрудников вы можете подтвердить в контакт-центре «Пермэнергосбыт» или по телефонам «Пермского энергосервиса», которые упомянуты выше.
Повторим: установка производится бесплатно. Розетки с проводкой никто не проверяет, никакой дополнительной информации ни по телефону, ни в ходе визита, не требуется.
Я хочу поставить свой счетчик, а не тот прибор, который бесплатно предоставляет компания. Хочу заменить автоматы на более совершенную модель. Хочу немного перенести прибор дальше по стене. Эти работы вы тоже проведете бесплатно?
Если приобретенный вами счетчик и автоматы соответствует всем требованиям, а их установка не требует дополнительных работ, конечно же, их вам установят бесплатно. Но помните: с 1 января 2022 года все новые счетчики должны быть «умными» - иметь возможность подключения к интеллектуальной системе учета.
Дополнительные услуги возможны - но уже на платной основе. Если у вас есть отдельные пожелания, обговорите их заранее, при обсуждении заявки на замену со специалистами. И для вас будет сделан расчет стоимости работ сверх установки счетчика.
Помните: все подобные работы обговариваются заранее, при составлении заявки, задолго до проведения самих работ. Вам разъяснят порядок работ и несколько раз озвучат их стоимость, уточнив, согласны ли вы с расценками.
Еще раз: никаких «неожиданных» платных работ в ходе визита наших специалистов не возникает.
В какой срок заменят счетчик?
Регламентный срок замены, согласно ФЗ-522 – 6 месяцев. В этот период начисления будут производится по вашему среднемесячному потреблению. Полгода – это предельно допустимый законом срок, обычно замена прибора происходит гораздо быстрее. Ведь энергокомпании также крайне заинтересованы в замене счетчика, если он такой замене подлежит. Это позволяет максимально корректно вести учет потребленной электроэнергии.
Я не хочу устанавливать счетчик. Это возможно?
Если штатное место установки находится в общем доступе (например, на лестничной клетке или в общем коридоре на две квартиры), то отказаться от него вы не сможете. Согласно ФЗ-522 он будет установлен и принят к учету поставщиком электроэнергии.
Если ранее счетчик стоял в местах общего пользования, но клиент перенес его в квартиру, и не пускает специалистов на замену, действует тот же принцип. Новый счетчик устанавливается в месте общего пользования и принимается к учету вне зависимости от желания потребителя.
Если счетчик стоит внутри квартиры, то после двух недопусков к месту установки, каждый из которых будет предваряться почтовым уведомлением, клиент переводится на расчет по нормативу плюс коэффициент 1,5. Много это или мало – решать вам. Подробнее с нормативами вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
А время установки будет навязываться исполнителями или я смогу выбрать удобный для себя день и час?
Это всегда вопрос компромисса. Установка нового счетчика может быть произведена вечером или утром, в выходной день, так что удобное время вполне можно подобрать. Если вдруг изменились планы – просто сообщите об этом в контакт-центр «Пермэнергосбыт» или по телефонам «Пермского энергосервиса», договоритесь о визите электриков в другой день.
Мне кажется, что счетчик сломался и «мотает» слишком много. Вы его замените?
Частное мнение – не основание для замены. Вы можете оставить заявку, выехавший специалист произведет визуальную оценку исправности или неисправности прибора, корректности подключения, и только тогда будет приниматься решение о замене.
Если же видимых повреждений нет, то определить факт неисправности может только экспертиза. Проводит ее лишь одна организация в Пермском крае - федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Пермском крае» (ФБУ «Пермский ЦСМ»). Для проведения экспертизы необходимо демонтировать счетчик и доставить его в центр. Там же вы можете уточнить сроки и стоимость этой услуги. И если в Пермском ЦСМ факт неисправности счетчика подтвердится, то его, конечно же, бесплатно заменят. Но поломки обычного индукционного или электронного счетчика происходят крайне редко.
Я сделал ремонт и хочу поставить другой счетчик, новые вводные автоматы. Это можно сделать бесплатно?
Если счетчик в квартире не вышел за МПИ и не сломался, бесплатная его замена не предусмотрена. В такой ситуации вы можете поставить новый счетчик только за свой счет.
Но помните: новый прибор должен соответствовать требованиям закона! То есть быть «умными», иметь возможность подключения к интеллектуальной системе учета. Если у нового счетчика не будет таких функций, то, увы, мы не сможем принять такой прибор не будет принят к учету.